Условия развития личности: когда возможен личностный рост ребенка
  Саморазвитие        19 января 2018        430         0

При каких условиях возможен личностный рост ребенка

Исследователи выделяют 3 главных направления, по которым происходит развитие личности: биологическое, психологическое и социальное. Каждое из этих направлений имеет свои темпы, закономерности и этапы, при этом они хотя и взаимосвязаны между собой, но напрямую не зависят друг от друга. Развитие человека обусловлено многими факторами, среди которых можно выделить наследственность, среду обитания и воспитание, которое рассматривается как комплекс мер воздействия общества на становление человека.

Читайте также: Духовное развитие личности у детей

В данной статье нас более всего интересуют условия развития личности, как составные части и основные характеристики той среды обитания, в которой развивается человек. Мы можем выделить биологические, социальные и наследственные условия развития личности.

Личностный рост ребенка

Биологическое развитие

Базовым условием развития личности является нормальная биологическая природа человеческого организма, без существенных отклонений, которые могут или затруднить или сделать вообще невозможным развитие человека. Особенно важно в этом контексте нормальное функционирование органов чувств, а так же головного мозга.

Социальные условия

Следующим важным фактором можно выделить социальные условия развития личности. Здесь хотелось бы остановиться подробнее.

Что мы имеем в виду, говоря о социальных условиях? В первую очередь, это наличие конкретных людей, которые транслируют социальные нормы поведения. Усвоение этих норм поведения требует от ребенка огромных усилий для овладения своей биологической сущностью, на преодоление и ограничение своих желаний.

Детям приходится делать не то, что они хотят в данный момент, а то, что надо, то, что требует социальная необходимость.

Без соответствующей социальной среды, в роли которой выступают родители, воспитатели, соседи, друзья, даже герои художественных произведений, это было бы невозможно. Потому что именно эта среда инициирует и контролирует усвоение тех или иных форм поведения. Доказательством этого могут служить те случаи, когда ребенок рос среди животных. Отклонения, которые могут наблюдаться в той или иной социальной среде, всегда отражаются и на личности, которая растет и развивается в этой среде. Например, в случаях с неблагополучными семьями, жизни и взрослении в колониях и так далее.

Но воспитание – это не односторонний процесс закладывания в человека каких-то норм поведения и жизненных стратегий. Это трансляция положительного примера, которая требует от детей собственных усилий в применении на практики того, чему они учатся.

К примеру, если мы хотим обучить ребенка ответственно выполнять задание — наших объяснений, положительного примера, поощрений и наказаний будет не достаточно. Ребенку нужно каждый день отрабатывать этот навык, делая домашние задания, собирая портфель к школе. Тем самым преодолевая свои желания и формируя устойчивый навык.

Таким образом, немаловажным условием развития личности, является активная деятельности самого человека, направленная на закрепление того или иного навыка.

Социальное развитие ребенка

Наследственность

Так же еще одним условием развития личности является наследственность. Дети наследуют интеллектуальные, специальные (особые задатки, например, музыкальные, лингвистические) и моральные качества от своих родителей.

Хотя вопрос о наследовании моральных качеств наукой признается одним из самых спорных и сложных. Однако наследственные задатки являются лишь семенем, возможностью, которая может перерасти в определенные свойства и характеристики личности. А может, так и остаться в зачаточном состоянии и не оказать существенного влияния на жизнь и деятельность человека. Таким образом, все эти условия развития действуют в симбиозе и сложном взаимодействии между собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *