Среди некоторых родителей зачастую ведется негласное соревнование, чей ребенок более развит. Одним из «видов спорта» в этом соревновании является степень владения малышом речевыми навыками. При этом особенное внимание уделяется тому, во сколько кроха начал разговаривать, и насколько успешно и быстро он освоился в этой сфере. В противовес таким родителям есть мамы и папы, которые спокойно воспринимают любые сроки и особо не беспокоятся, надеясь, что в 3 года малыш уж точно заговорит.
И первую, и вторую позицию условно можно назвать ошибочными, поскольку в первом случае родители слишком активно вмешиваются в естественный процесс и перегружают ребенка, а во втором – упускают время. Как же найти эту золотую серединку и правильно помочь ребенку освоить речевые навыки? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Нормы языкового общения у детей
Начнем с того, что же в тот или иной период своей жизни малыш должен уметь в плане речевого развития. Сразу оговоримся, что сроки эти – не аксиома и могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей самого маленького оратора. Кроме того, здесь есть также и половые различия: девочки овладевают разговорным жанром быстрее и легче мальчиков.
Итак, вернемся к нашим ориентировочным нормам речевого развития ребенка:
- 1–3 месяца – крик малыша уже имеет разную интонацию (удовольствия, боли, голода), он начинает гулить, гукать;
- 4-5 месяцев – кроха осваивает искусство лепета;
- 8-14 месяцев – малыш произносит лепетные слова, а также подражает звукам (пи-пи, гав-гав и т.п.);
- 1,5-2,5 года – ребенок уже складывает предложения из двух слов, активно пополняет свой словарный запас, расспрашивая, что и как называется;
- 2,5-3,5 года – малыш уже изменяет произносимые слова по падежам, родам, числам, пытается правильно выстраивать предложения, сочиняет свои слова, сопровождает свои игры или занятия комментариями.
Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
Причины того, что малыш не разговаривает, могут быть разные – от индивидуальных особенностей крохи и до серьезных неврологических нарушений. Кроме того, очень большую роль может сыграть и внутренняя, семейная обстановка, а также отношение близких к ребенку. В этой области можно выделить 2 основных фактора влияния:
- когда в семье малыша игнорируют, не уделяют ему должного внимания – и у него нет необходимости развивать свою речь, потому что разговаривать не с кем;
- противоположная первой ситуация, когда ребенок находится в центре внимания, под гиперопекой – в этом случае ему просто не нужно ничего говорить, поскольку его и так все понимают и удовлетворяют все его просьбы и без слов.
Когда же нужно начинать беспокоиться, если малыш не спешит говорить?
Есть несколько признаков, помимо нарушений речи, которые должны вас насторожить и побудить обратиться с крохой к специалисту, а именно:
- у малыша есть моменты задержки в развитии;
- ребенок болел тяжелыми заболеваниями или у него есть неврологические проблемы;
- у малыша есть свойство игнорировать ваши просьбы что-то повторить или сказать еще раз, он не проявляет желания также повторять слова и предложения за вами;
- излишняя самостоятельность ребенка, когда он молча делает то, что ему нужно, не считая нужным озвучивать свою просьбу или проблему;
- у малыша свой, понятный только ему язык, и он не старается сделать его понятным другим. При этом не испытывает никакого стеснения при общении с незнакомыми ему людьми;
по сравнению со своими сверстниками ребенок значительно отстает в плане развития речи.
Что делать, если ребенок не говорит
Обращение к специалистам (логопедам, дефектологам) по этому поводу рекомендуется лет с 4-х. Однако это не значит, что родители могут спокойно, сложа руки, ждать этого возраста. Если у малыша есть какая-то неврологическая или другая патология, естественно, ее нужно лечить. В других, более легких случаях, помочь малышу можно и своими силами, но делать это нужно сразу, не дожидаясь видимых проблем. Тем более что сейчас можно найти массу подобных методик. Приведем и мы несколько советов, как развивать речевые навыки у малыша:
- говорите с крохой – много и обо всем: что вы делаете (купаете, кушаете, гуляете и т.п.), где вы с ним находитесь, что вокруг происходит и т.д.;
- начинайте с простых инструкций (дай ручку, где ножка, открой ротик) и упрощенных слов (кукла – ляля, упал – бубух и т.п.);
- возьмите за правило петь колыбельные или рассказывать сказки малышу перед сном;
- мотивируйте кроху повторять за вами. Начинать можно с эмоционально окрашенных слов – ой, ух ты, ку-ку, ай;
- читайте малышу сказки, стишки, побуждая его заканчивать предложения или подсказывать вам (и пришел кто, и пошел куда);
- развивайте пространственную ориентацию ребенка, играйте с ним в пальчиковые игры.
И никогда не акцентируйте внимание на том, что малыш не такой – всему свое время. Действительно есть случаи, когда ребенок до 3-х лет молчит, а потом начинает говорить сразу правильными предложениями и так, что его не переслушаешь. Но есть и моменты, когда малыш нуждается в помощи специалиста. Поэтому отнеситесь к вопросу развития речи вашего карапуза серьезно, поскольку вовремя выявленные отклонения можно достаточно просто скорректировать и он будет радовать вас звонкими беззаботными стишками и песенками.