Увы, идеальных сотрудников не бывает. Некоторые недобросовестно относятся к своим трудовым обязанностям, другие регулярно нарушают дисциплину. Третьи недостаточно инициативны, пассивны, от них невозможно дождаться интересных предложений. Каждый работодатель решает, на какие из этих проступков он готов закрывать глаза и готов ли в целом.
Предлагаем узнать, что такое опоздание по действующему трудовому законодательству, какие штрафные санкции может использовать руководитель или специалист кадрового отдела. Более детально данный вопрос рассмотрен на сайте https://secrets.tinkoff.ru/voprosy-otvety/chto-takoe-opozdanie-po-tk/, мы же в рамках данного материала разберем только самые значимые моменты. В Трудовом кодексе нет прямого упоминания опоздания, однако его можно смело относить к общему нарушению трудовой дисциплины, за которое возможно наказать сотрудника.
И не имеет значения, постоянно ли он задерживается на 15 минут или один раз опоздал на пять. Руководитель в любом случае будет прав. Но на практике приходится закрывать глаза даже на периодические опоздания, если в плане выполнения трудовых обязанностей сотрудник профессионален.
Опоздание – это приход специалиста на рабочее место после того, как рабочий день в соответствии с графиком уже начался. На сколько позже, значение не имеет. При отсутствии уважительной причины наказать работника можно. Поскольку в нормах ТК РФ отдельного описания опоздания нет, работодатель может применить одну из двух норм.
При опоздании на 4 часа или менее – по пункту о нарушении трудовых обязанностей. Если же специалиста нет на рабочем месте более 4 часов, это можно приравнять к прогулу или воспользоваться нормой о грубом нарушении трудовых обязанностей.
Рассмотрим более детально оба случая. Если работник опоздал на время, не превышающее 4 часа, можно ограничиться замечанием. Но только в том случае, если опоздание не принесло организации ощутимый вред. Бывает так, что, нарушив трудовую дисциплину всего на 10 минут, менеджер по продажам срывает крупную сделку, отчего клиент уходит к конкурентам. В этом случае в качестве наказания выбирается выговор, допустимо даже увольнение. Если специалист позволяет себе опаздывать регулярно, пусть даже не становясь причиной финансовых трудностей компании, его можно уволить по причине неоднократного нарушения трудовых обязанностей.
Второй случай – отсутствие на рабочем месте от 4 часов. Понятно, что можно «понять и простить», если работа данного специалиста вас вполне устраивает, а подобное нарушение – единичный случай. Но если уважительной причины нет, допустимо расценить такое опоздание как прогул и уволить по причине грубого нарушения трудовой дисциплины. Самое главное при оформлении приказа – должны быть доказательства совершения проступка.