Как распознать, что ваш ребенок испытывает психологический стресс? | UNICEF

0
962

Поведение детей и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка произошел сбой.

  1. Ка­кие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье мальчика или девочки?
  2. Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?

На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки:

Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступ­ках, капризность, страхи.

Вегетативная неустой­чивость – легко возни­кающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимуще­ственно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочув­ствие при колебаниях атмосферного давления.

Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочув­ствие утром после пробуждения.

Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некото­рые пищевые вещества в виде кашля, зуда.

Смотрите также:  Не хочет есть кашу – завтрак окончен»: как побороть отсутствие аппетита у ребенка – «Интернет-кабинет здорового ребенка»

Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действи­ем нервных, стрессовых факторов.

Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхи­вание, покашливание, попискива­ние, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осозна­ются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от вре­мени года, утомления, нервного напряжения.

Невротические реакции – кратковременные пережи­вания в ответ на действия психотравмирующих факто­ров – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заострен­ные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.

Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

Смотрите также:  SOS! Ребенок ничего не ест! Что делать!

Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.

В такие, порой очень непростые периоды своей жизни ребенок требует очень чуткого и нежного отношения к себе со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов: врачей и психологов.

Основные выводы

От родителей порой требуется пересмотреть неко­торые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и, может быть, менее «заметными» для детского восприятия; в некоторых моментах перестроить свое эмоцио­нальное взаимодействие с миром детей; может быть, более ярко вспомнить свое детство для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адапти­роваться к открывающемуся во всей своей красоте и противоречий окружающему миру.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

]]>